Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1)обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,формирование основе гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2)создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее-ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственными социокультурным ценностям российского народа,воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи,большой и малойРодины;
3)создание диного федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)равные,качественные условияДО,вне зависимости от места проживания.
Целью программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа разработана творческой группой педагогов города и области под руководством БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (кафедра дошкольного и начального образования) и предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Омского Прииртышья и Сибирского края.
Программа «Омское Прииртышье» состоит из 4 модулей.
Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.
«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»
Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.
Цель:
- приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;
- формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.
Задачи:
- Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.
- Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.
- Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения к культуре Омского Прииртышья
Содержание раздела представлено 4-мя содержательными линиями:
- Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья.
- Литература Омского Прииртышья
- Быт и прикладное творчество Омского Прииртышья
- Спортивные традиции и достижения Омского Прииртышья.
Содержательная линия: Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья включает:
- Архитектурный облик города Омска.
- Театральная жизнь Омского Прииртышья.
- Музеи Омского Прииртышья.
- Художники и художественные объекты Омского Прииртышья.
Данная линия направлена на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре, об истории создания Архитектуры Омска. Данный материал изучается интегрировано, органично вплетается во все образовательные области и реализуется посредствам бесед, просмотра спектаклей, экскурсий, рассматривания картин и экспонатов музеев. Также работа проводится совместно с социумом (театры, музеи, библиотеки), что дает большой положительный результат. Имеются красочные картины Омских художников.
Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:
- Фольклор
- Поэты и прозаики
Предлагается большой объём художественной литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен, обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.
Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.
Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.
Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.
Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:
- Подвижные игры Омского Прииртышья.
- Спортивные традиции.
- Спортивные достижения.
Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.
«Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
Программа раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.
Цель:
- Формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.
Задачи:
- Способствовать формированию элементарных представлений о мире социальных отношений.
- Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.
- Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.
- Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.
Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:
- Мир людей.
- Мир окружающей действительности.
Мир людей
Цель:
- Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.
Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.
В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.
Мир окружающей действительности
Цель:
- Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях), о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).
Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.
«Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»
Программа данного раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о том, что:
- Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;
- Все компоненты природы взаимосвязаны;
- Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.
Цель:
- Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представления о природе родного края.
- Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.
- Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.
Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.
Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:
- Географические особенности Омского Прииртышья.
- Биологическое разнообразие.
- Охрана природы.
Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.
Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.
Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.
«Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»
Цель:
- Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.
Задачи:
- Познакомить с крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.
- Формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
- Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.
- Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.
- Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.
- Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.
- Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
Программа представлена 2-мя содержательными линиями:
- Семейная экономика
- Экономика Омского региона.
Включение в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др. Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.
Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.
Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и.т.д.
В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий».
По результатам апробации мы сделали вывод, что программа «Омское Прииртышье» и её обеспечение доступно и интересно детям дошкольного возраста. Она будет являться большим дополнением к основной образовательной программе, даст обширные знания воспитанникам о родном крае и значительно облегчит работу педагогам в части, формируемой участниками образовательных отношений.